Главная -
Биографический словарь -
буква К - Кавос (К.А., А.К., И.К., Ц.А.)
Кавос, Катерино Альбертович - композитор, дирижер Императорских театров, сыгравший крупную роль в истории оперы в России (1776 - 1842). Сын директора театра ""Fenice"" в Венеции. Кавос, написал уже 12 лет кантату на прибытие в Венецию Леопольда II. В 14 лет получил место органиста церкви Святого Марка. В 1797 г. вместе с итальянской оперной труппой Астарити прибыл в Петербург. Труппа вскоре была распущена, но Кавос поступил на службу Императорских театров, сначала композитором при французской труппе с обязанностью сочинять музыку к операм - водевилям. Из них оперы ""Три брата горбуна"" и ""Три султанши"" шли и в русском переводе; ""Три брата горбуна"" первая (1-е представление на русский язык) не сходила с репертуара 20 лет. С 1803 г. Кавос был назначен капельмейстером итальянской и русской оперы и, кроме того, получил место учителя пения в училище святой Екатерины. В 1811 г. он занял такое же место в Смольном монастыре. Открыв свою оперную деятельность постановкой в 1803 г. комической оперы ""Леста, Днепровская русалка"" (переделка Краснопольского ""Das Donauweibchen"") с музыкой Кауэра и Давыдова , Кавос затем вместе с Давыдовым написал музыку на либретто Краснопольского же к продолжениям ""Лесты"" - второй (1804) и третьей части (1805) и уже один к четвертой части на либретто князя А. Шаховского , не сходившей с репертуара до 1832 г. и шедшей в последний раз в 1852 - 53 годах. Успех 2-й части ""Лесты"" вызвал ряд опер Кавоса на народные сюжеты: ""Князь Невидимка"" (либретто Лифанова) с хорами, балетами, превращениями, сражениями и т. д. (1805). В 1806 г. поставлены еще оперы: ""Любовная Почта"" (князь А. Шаховской) и ""Беглец от своей невесты"" (князь Шаховской); в 1807 г. - ""Илья Богатырь"" (либретто И.А. Крылова ), имевшая большой успех и дававшаяся еще в 1832 - 33 годах. Кроме того, Кавос сочинял (или вернее ""аранжировал"") музыку к балетам Дидло: ""Зефир и Флора"" (1808); ""Амур и Психея"" (1810); ""Апис и Галатея"" (1815); ""Карлос и Розальба"" (1817). Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым. К 1812 г. относится балет Кавоса ""Любовь к отечеству"", а также музыка к водевилю князя А. Шаховского ""Казак-стихотворец"", аранжированная из малороссийских песен (шел еще в 1852 г.). В 1813 г. Кавос сочинил музыку к антрактам и куплетам комедии ""Мнимый Невидимка"" (перевод с немецкого Шеллера), а в 1815 г. шла без успеха комедия князя Шаховского ""Откупщик Бражкин"" с антрактами и куплетами Кавоса. Приписывавшаяся Кавосу патриотическая опера ""Крестьяне, или Встреча незванных"" (текст князя Шаховского, 1814) принадлежит разным авторам (см. подлинную партитуру в центральной библиотеке Императорских театров, где хранятся и некоторые другие сочинения Кавоса). 19 октября 1815 г. шла впервые опера ""Иван Сусанин"" в 2-х действиях (текст князя Шаховского). В 1815 г. Кавос сочинил куплеты на возвращение русских войск из Франции. Куплеты эти ежегодно исполняются на концертах в пользу инвалидов. Дальнейшие сочинения Кавоса: ""Вавилонские развалины"" и ""Добрыня Никитич"" (1818), ""Светлана"" и ""Жар-птица"" (1822), неудачное либретто которой (Н. Языкова ) помешало ее успеху. Последним крупным трудом Кавоса в опере была постановка ""Жизни за Царя"" Глинки в 1836 г. В своей обильной композиторской деятельности Кавос обнаружил талантливость, большие технические знания, вместе с отсутствием оригинальности. Однако стремление к национальному русскому характеру имеет историческое значение. Главное значение имеет широкая практическая деятельность Кавоса: капельмейстерская и вокально-педагогическая. Большинство певиц и певцов было мало образовано, многие даже не знали нот. Кавос был одновременно и учителем, и репетитором, и режиссером, и капельмейстером. Многие оперные певицы и певцы вышли из школы Кавоса: Воробьева , Петрова, Сандунова , Самойлова , Семенова , Самойлов , Климовский , Злов , знаменитый Петров . - См. Гр. Блох, ""Ежегодник Императорских Театров"", 1896 - 97 годы; С. Дехтерева , ""Кавос"" (""Русская Старина"", 1895); J. Mercier, ""Notice necrologique sur Catterino Cavos"" (Петербург, 1849). Г. Тимофеев.