Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Биографический словарь
"Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев)"

Главная - Биографический словарь - буква А - Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев)
Биографический словарь
Искать!

Аскольдов (Алексеев), Сергей Алексеевич, талантливый философ (родился в 1871 году). В своем главном труде: ""Основная проблема теории познания и онтологии"" (1900) А. выступает защитником метафизики как науки об истинно-сущем. Его точка зрения всего лучше может быть охарактеризована как своеобразный синтез лейбницеанства с эмпиризмом (эмпирическая монадология). Душа есть действенное субстанциальное единство объединенных активностью нашего ""я"" психических переживаний. Будучи непротяженным, ""простым"" единством, душа eo ipso является не только субстанцией, но прототипом понятия субстанции, которое мы, таким образом, впервые почерпаем каждый из непосредственного личного опыта. Мое ""я"" есть не простая ""форма сознания"", а ""носитель"" душевных состояний и перемен, наделенный творческой активностью. Душа совершенствуется развитием в себе способности: испытывать новые состояния сознания (сложность), становиться напряженнее в своих проявлениях (интенсивность) и приводить свое содержание все к более и более координированному соотношению (гармоничность). Но в мире существует не один ""я"". Солипсизм - заблуждение так же, как и материализм. Вне меня существует мир; истинная сущность его духовна. Прежде всего, на основании вполне законного заключения по аналогии, возникает убеждение, что с телами других людей, как видно из их проявлений, связано духовное бытие, подобное нашему, которое представляется нам ""новою основною единицею, никогда не сливающеюся в своем отдельном бытии с нашим собственным сознанием"". Сомнения в реальности чужого ""я"" не основательны. С точки зрения солипсизма необъяснима возможность для меня предугадывать поступки других людей. Равным образом солипсист не может объяснить факты эстетической перевоплощенности; ему приходится утверждать, что ""Виктор Гюго, создавая своего Квазимодо, создавал собственно самого себя, что Шекспир изобразил себя в Калибане и т. д."". Но не одни люди одушевлены; мы имеем полное основание распространить наше заключение по аналогии, вследствие непрерывности всего организованного мира, на животных и на растения. Мир неорганизованный на первый взгляд отличается коренным образом от мира организованного. Но ""маска мертвенности"" неорганизованного мира есть иллюзия, одушевленная грубостью наших чувств. Ничто не препятствует нам распространять принцип одушевленности на всех индивидов природы, до весомого атома и частицы эфира включительно. Пространственно-временный чувственный мир протяженных индивидов есть лишь перспективный образ внепространственного мира духовных сущностей - душ, от душ эфирных атомов до человеческих душ и от последних до планетных душ ""сверхчеловеческих существ"". Этот ряд завершается мировой душой, соответствующей космосу как целому. Ее существование, впрочем, допустимо гипотетически, но не аподиктически. Души взаимодействуют между собою путем слияния: ""под взаимодействием мы разумеем такое не уничтожающее самобытности взаимодействующих сущностей слияние их, в котором состояние одной непрерывно переходит в состояние другой, соответственно изменяясь при переходе из одной сферы в другую"". Кроме указанной книги, А. принадлежит ряд интересных статей и ценных критических заметок: ""Теория новейшего критицизма"" (""Вопросы философии и психологии"", № 74, 75), ""В защиту чудесного"" (""Вопросы философии и психологии""), ""Мышление как объективно обусловленный процесс"" (""Вопросы философии и психологии""), разбор диссертаций И. Лапшина : ""Законы мышления и формы познания"", и Н. Лосского : ""Обоснование интуитивизма"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1906, № 10, и 1907, № 7); ""О любви к ближнему и людям"" (""Вопросы философии и психологии"", № 86), ""Христианство и политика"" (""Труды Киевской духовной академии"", № 6 и 7, 1906, и отдельно). В 82-томном ""Энциклопедическом Словаре"" Брокгауза-Ефрона А. напечатал ряд статей, из которых наиболее значительны: ""Тейхмюллер"", ""Фантазия"", ""Фихте Младший"", ""Фехнер"", ""Шеллинг"", ""Этика"", ""Я"" (в философии), ""Имманентная философия"". И. Лапшин.


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев)


будет выглядеть так: Что такое Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев)

Наиболее востребованные слова:    ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ НОРМА / Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство
   Прованс / Энциклопедический словарь
   Флудить / Словарь компьютерного жаргона
   Русский Алфавит / Энциклопедический словарь
   Политическая Карта Мира / Энциклопедический словарь
   СЕКВЕСТИРОВАНИЕ / Бухгалтерский словарь
   Аспект / Словарь Даля
   Группы Крови / Энциклопедический словарь
   АВИЗО / Бухгалтерский словарь
   Рентабельность / Бизнес словарь
   Алфавит / Энциклопедический словарь
   Гетеро... / Сексологический словарь
   Копрофилия / Толковый словарь психиатрических терминов
   Фонетический / Словарь Даля
   Географические Карты / Энциклопедический словарь
   Диверсификация / Бизнес словарь
   Личности структура по Платонову / Толковый словарь психиатрических терминов
   Реализм / Энциклопедический словарь
   Римские Цифры / Энциклопедический словарь
   Интерпретация / Словарь логики
   Логика / Словарь логики
   Синонимы / Энциклопедический словарь
   СЧЕТ-ФАКТУРА / Бухгалтерский словарь
   Части Речи / Энциклопедический словарь
   Филолог / Энциклопедический словарь
2010-2013. Толковый словарь DicDic. Словарь - Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев) - Биографический словарь - Толковый словарь DICDIC