Аким Алексеевич (1842-1907), рус. правосл. библеист, исследователь ВЗ. Род. на Волыни в семье протоиерея; окончил КДА (1867), где был оставлен преподавателем евр. языка и библейской *археологии. В 1868 получил степень магистра за рукописный труд о И.Канте. В 1873 О. направлен в *Палестину для изучения ее древних памятников. Впоследствии он посещал Св. Землю неоднократно (1886, 1889, 1891) и стал фактически первым рус. специалистом по библ. археологии в ее новом понимании. Результатом его первой научной поездки явился труд "Святая Земля, т.1: Иерусалим и его древние памятники. т.2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи" (К., 1875-78), за к-рую он получил звание доктора богословия. В 1881 О. избран инспектором КДА. С 1883 орд. проф. академии. В 1899 вышел в отставку. По словам его ученика *Рыбинского, он был "ученым в настоящем смысле этого слова; для него не существовало других интересов, кроме научных". Обширная эрудиция, знание вост. языков (евр., сир., араб.) сочетались в нем с тонким критич. чутьем, склонностью к широким обобщениям. В памяти учеников он остался не только как ученый, но и как "глубоко религиозный человек, а в обращении - простой, скромный и младенчески незлобивый" (А.Войтков).
О. принадлежит ряд оригинальных гипотез. Одни из них уже утратили свое значение (напр., гипотеза о том, что 1-2 Пар были источником для 1-4 Цар), но другие сохраняют ценность и поныне. Так, в работе "Кн."Песнь Песней" (Шир га-Ширим) и ее новейшие критики" (К., 1882) он не только дал обзор всех исагогич. теорий о Песн, но и предложил свою. Согласно О., невеста в Песни Песней есть символ Св. Земли и описания ее отражают времена года в Палестине. О. внес значит. вклад в изучение ветхозав. *поэтики, *Талмуда, оставил подробное описание мегалитич. памятников Палестины доисторич. и историч. времен, предложил свою реконструкцию Иерусалимского храма. Он также перевел Ис. Иер, Иез и Дан (ТКДА, 1865-73). Перу О. принадлежит краткий исагогический курс, являющийся компендиумом святоотеч. воззрений на время, *авторство и обстоятельства написания свящ. книг ("Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. Отцов и Учителей Церкви", СПб., 1894). Кроме библ. тем, О. много внимания уделял церк.-обществ., нравств. и апологетич. вопросам (см. статьи, указанные в некрологах).
Из талмудической мифологии, ТКДА, 1870, ( 1, 2, 4, 8; Древнееврейская музыка и пение, там же, 1871, ( 11-12; Ритм и метр в ветхозав. поэзии, там же, 1872, ( 10-12; Судьбы древних памятников Св. Земли, К., 1875; Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в XIV в. пред Р.Х., ТКДА, 1876, ( 3; Вопрос о новейших открытиях моавитских древностей, там же, 1877, ( 10; О том, как д-р Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом, там же, 1878, ( 3; Вставки в кн. И.Навина 21,42 и 24,30 по поводу 70-ти и мнение о них, ЧОЛДП, 1878, ( 1; Гробница Аарона на горе Ор, ТКДА, 1879, ( 3; Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в чтении ВЗ, там же, 1879, ( 5; Государств. летопись царей Иудейских, или книги забытые (Паралипоменон), там же, 1879, ( 8, 12; Государств. израильская летопись, или книга царей Херема, там же, 1880, ( 5; Кн. Притчей Соломоновых и ее новейшие критики, К., 1884; По вопросу о раскопках 1883 г. в русском месте в Иерусалиме, СПб., 1887; О древнем имени Божием, ТКДА, 1887, ( 5; Ветхозав. Храм в Иерусалиме, СПб., 1889; Мегалитич. памятники Св. Земли, СПб., 1895.
Статьи *Глаголева А.А., *Рыбинского, Войткова А. см. в ТКДА, 1907, ( 10, посвященных памяти О; НЭС, т.29.