прп. (кон.4 - первая треть 5 в.), грекоязычный егип. подвижник и писатель, автор 50-ти "Духовных бесед". Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло М. с прп. Макарием Египетским (ок. 300 - ок. 390), однако мн. исследователи, начиная с *Землера, ставили это под сомнение, т.к. в "Лавсаике" Палладия и др. источниках, относящихся к Макарию Египетскому, о нем не говорится как об авторе "Бесед". В любом случае М. писал до *Дионисия Ареопагита, иначе в его книге должны были бы найти отражение идеи "Ареопагитик".
"Беседы" теснейшим образом связаны с Библией, к-рую М. толкует аллегорически. Предпочтение иносказательной экзегезы, по словам архим. Киприана (Керна), "может быть отчасти объяснено влиянием близкой Александрии с ее аллегорич. восприятием Свящ. Писания, традицией Филона, памятью об Оригене и под., но что так же точно имеет свои корни в монашеской жизни самой пустыни". М. стоит на позициях библ. *антропоцентризма. "Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей... Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: "Сотворим по образу и подобию Нашему" (Быт 1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу" ("Беседы", 15,20). Человеку присущи два аспекта образа Божьего. Первый - естественный, включающий способности человека, в том числе и его свободу; второй - "небесный", помраченный Грехопадением и восстанавливаемый благодатью. Для М. все заповеди и повествования Библии касаются внутреннего пути души. Драма, в к-рой разворачивается история падения, спасения, созидания народа Божьего, преобразует индивидуальный путь верующего. В 47-й беседе, "Иносказательное истолкование того, что было под Законом", М. пишет: "Во всем прежнем были образы и сени сих истинных вещей. Ибо и ветхозаветное богослужение было сению и образом нынешнего богослужения. И обрезание, и скиния, и кивот, и стамна, и манна, и священство, и фимиам, и омовение, и вообще все, что было у израильтян и в Законе Моисеевом или у Пророков, - было ради сей души, по образу Божию созданной и подпадшей игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы". Сказания о том, как праведники ВЗ испытывались долгим ожиданием, соответствует необходимости для души долго готовиться к принятию благодати (там же, 9). Восприняв благодать, душа становится духовным ковчегом Божьим. Именно в этом ключе М. объясняет видение прор.Иезекииля. В частн., он пишет, что "четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души", к-рая "соделалась Божьим престолом". Иными словами, обожение человека начинается тогда, когда "Сам Христос и носим бывает душою, и водит ее" (Беседа 1, "Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем", 2).
M i g n e. PG, t.34; в рус. пер.: Преп. отца нашего М. Египетского Духовные беседы, послания и слова, Серг.Пос., 19044.
Б р о н з о в А.А., Преп.М. Египетский, его жизнь, творения и нравств. мировоззрение, СПб., 1899, т.1; архим.*Г р и г о р и й (Борисоглебский), Возрождение по учению преп.М. Египетского, Серг.Пос., 1892; иерод.О н у ф р и й, Мистика преп. М. Египетского. "Учено-богосл. и церк.-проповеднич. опыты студентов КДА", 1914, вып.XII; [прот.*П а в с к и й Г.], Краткие историч. сведения о св.М. Египетском и св. М. Александрийском, ХЧ, 1821, ч.2; архим.П а л л а д и й Добронравов( Новооткрытые сказания о преп.М. Великом по коптскому сборнику, Каз., 1898; *Т у р а е в Б.А., Эфиопское аскетич. послание, приписанное св.М. Египетскому, "Христианский Восток", 1915, т.4, вып.2; Q u a s t e n, Patr., v.1, p.161-66 (там же приведена иностр. библиогр.); см. также ст. Святоотеческая экзегеза.